Работа с файлами        30.01.2024   

Подключение веб-шрифтов с помощью @font-face. Делаем свой шрифт для web разработки

Всем привет! Сегодня в рамках рубрики о веб-дизайне хочу рассказать, о шрифтах которые следует использовать при разработке web сайта.

Как правило, не все задумываются о том, какие следует использовать шрифты для контентной части сайта. Подбор красивых шрифтов для сайта является наиважнейшей частью разработки дизайна. Так как от этой части зависит читаемость информации сайта, а это, как известно самое главное на сайте. По этой причине к этому вопросу стоит отнестись весьма серьезно.

Но использовать в дизайне сайта можно только те шрифты, которые есть у будущих посетителей сайта. Это делается для того чтобы страницы отображались корректно у Всех пользователей, с разными операционными системами и браузерами. В противном случае если использовать не стандартные шрифты, то большинство посетителей увидит все по-разному и в большинстве случаев в неприглядном виде. По этой причине рекомендуется использовать стандартные шрифты, которые приведены ниже в списке. В список шрифтов входят шрифты, которые установлены на операционной системе Windows XP и выше.

В данной статье я не рассматриваю шрифты из других операционных систем. Опытный верстальщик, должен знать сопоставление шрифтов в различных операционных системах, и во время верстки он пропишет этот момент в css-стилях.

В основном разрабатывая контентную часть дизайна используются две разновидности шрифтов:

  • шрифты с засечками
  • рубленые шрифты (шрифты без засечек)

Шрифты с засечками — (англ. serif - засечка) шрифты начертание которых начинается и заканчивается штрихами. Например Times New Roman.

Шрифты без засечек (рубленые шрифты) — (англ.sans-serif -без засечки) шрифты со строгими ровными линиями без засечек. Например Arial.

Ниже Вы можете увидеть скриншот шрифтов с засечкой и без.

Шрифты для web дизайна:

  • Arial
  • Arial Black
  • Arial Narrow
  • Book Antiqua
  • Century Gothic
  • Comic Sans MS
  • Courier New
  • Franklin Gothic Medium
  • Georgia
  • Impact
  • Lucida Console
  • Lucida Sans Unicode
  • Microsoft Sans Serif
  • Palatino Linotype
  • Sylfaen
  • Tahoma
  • Times New Roman
  • Trebuchet MS
  • Verdana
  • Webdings (различные символы и знаки)
  • Wingdings (различные символы и знаки)

Также хочется заметить такой момент как отсутствие курсива у ряда шрифтов, вместо курсива в них используется наклон, из-за чего текст становится плохо читабельным.


Из стандартных шрифтов в Windows не имеют курсива:

  • Arial Black
  • Comic Sans MS
  • Franklin Gothic Medium
  • Impact
  • Lucida Console
  • Lucida Sans Unicode
  • Microsoft Sans Serif
  • Sylfaen
  • Tahoma

Раз уж заикнулся о шрифтах, которые не имеют курсива то за одно хочется отметить и тот факт, что есть шрифты, которые изначально являются шрифтами с жирным начертанием. По этим причинам применение стилей указывающих на жирный шрифт нет смысла, так как в результате мы получим не то, что нужно.

27.11.14 88.7K

В html размер шрифта играет важную роль. Он позволяет обратить внимание пользователя на важную информацию, размещенную на странице сайта. Хотя важен не только размер букв, но и их цвет, толщина и даже семейство.

Теги и атрибуты при роботе со шрифтами html

Язык гипертекста обладает большим набором средств для работы со шрифтами. Ведь именно форматирование текста является основной задачей html .

Причиной создания языка HTML стала проблема отображения правил форматирования текста браузерами.


Рассмотрим теги, которые используются для работы со шрифтами в html и их атрибуты. Основным из них является тег . С помощью значений его атрибутов можно задать несколько характеристик шрифта:
  • color – устанавливает цвет текста;
  • size – размер шрифта в условных единицах.

Поддерживается положительное значение атрибута от 1 до 7.

  • face – используется для установки семейства шрифтов текста, которые будут использованы внутри тега . Поддерживается сразу несколько значений перечисленных через запятую.

Форматируется только тот текст, который расположен между частями парного тега font. Остальной текст отображается стандартным шрифтом, установленным по умолчанию.


Также в html существует ряд парных тегов, задающих лишь одно правило форматирования. К ним относятся:
  • — задает в html жирный шрифт. Тег по действию аналогичный предыдущему;
  • — размер больше установленного по умолчанию;
  • — меньший размер шрифта;
  • — наклонный текст (курсив ). Аналогичный ему тег ;
  • — текст с подчеркиванием;
  • — зачеркнутый;
  • — отображение текста только в нижнем регистре;
  • — в верхнем регистре.

Обычный текст

Жирный текст

Жирный текст

Больше обычного

Меньше обычного

Курсив

Курсив

С подчеркиванием

Зачеркнутый

Возможности атрибута style

Кроме описанных тегов существует еще несколько способов, как изменить шрифт в html . Одним из них является применение универсального атрибута style . С помощью значений его свойств можно задавать стиль отображения шрифтов:

1) font-family – свойство устанавливает семейство шрифта. Возможно перечисление нескольких значений.
Изменение шрифта в html на следующее значение произойдет, если предыдущее семейство не установлено в операционной системе пользователя .

Синтаксис написания:

font-family: имя шрифта [, имя шрифта[, ...]]

2) font-size – задается размер от 1 до 7. Это один из основных способов того, как в html можно увеличить шрифт.
Синтаксис написания:

font-size: абсолютный размер | относительный размер | значение | проценты | inherit

Размер шрифта можно также задать:

  • В пикселях;
  • В абсолютном значении (xx-small, x-small, small, medium, large );
  • В процентах;
  • В пунктах (pt ).

Font-size:7

Font-size:24px

Font-size: x-large

Font-size: 200%

Font-size:24pt


3) font-style – устанавливает стиль написания шрифта. Синтаксис:

font-style: normal | italic | oblique | inherit

Значения:

  • normal –нормальное написание;
  • italic – курсив;
  • oblique – шрифт с наклоном вправо;
  • inherit – наследует написание родительского элемента.

Пример того, как поменять шрифт в html с помощью этого свойства:

font-style:inherit

font-style:italic

font-style:normal

font-style:oblique


4) font-variant – переводит все прописные буквы в заглавные. Синтаксис:

font-variant: normal | small-caps | inherit

Пример того, как изменить шрифт в html этим свойством:

font-variant:inherit

font-variant:normal

font-variant:small-caps


5) font-weight – позволяет установить толщину написание текста (насыщенность ). Синтаксис:

font-weight: bold|bolder|lighter|normal|100|200|300|400|500|600|700|800|900

Значения:

  • bold – устанавливает полужирный шрифт html;
  • bolder – жирнее относительно normal;
  • lighter –менее насыщенное относительно normal;
  • normal – нормальное написание;
  • 100-900 – задается толщина шрифта в числовом эквиваленте.

font-weight:bold

font-weight:bolder

font-weight:lighter

font-weight:normal

font-weight:900

font-weight:100

Свойство font и цвет шрифта html

Font является еще одним контейнерным свойством. Внутри себя оно объединило значения нескольких свойств, предназначенных для изменения шрифтов. Синтаксис font :

font: font-size font-family | inherit

Также в качестве значения могут быть заданы шрифты, используемые системой в надписях на различных элементах управления:

  • caption – для кнопок;
  • icon – для иконок;
  • menu – меню;
  • message-box –для диалоговых окон;
  • small-caption – для небольших элементов управления;
  • status-bar – шрифт строки состояния.

Существует огромное количество способов для того, чтобы найти подходящий шрифт для вашего сайта. Например, можно воспользоваться сервисами с огромными библиотеками шрифтов, которые предполагают платную подписку.

Если же ваш бюджет ограничен или вы экспериментируете с небольшим проектом, вы можете воспользоваться бесплатными веб-шрифтами, находящимися в свободном доступе. Поиск подходящего веб-шрифта для сайта может занимать огромное количество времени, поэтому мы предлагаем вам подборку лучших среди них.

1. Montserrat

По мере своего развития, типографика уходит от старинных урбанистических постеров и знаков. Создатель этого шрифта попыталась сохранить красотку типографики городских постеров, увиденных ею на улицах в Буэнос-Айресе.

2. Abril Fatface


Abril Fatface является частью большого семейства шрифтов, которая представлена 18 стилями, созданными для различных целей. Этот шрифт отличается сильным, элегантным присутствием, что делает его прекрасным решением для создания бросающихся в глаза заголовков. Чаще всего его комбинируют с Lato, Open Sans и Droid Sans.

3. Playfair Display


Учитывая значительную x-высоту и небольшие подстрочные элементы литер, Playfair Display также подходит для написания заголовка, особенно если место для него ограничено. Он хорошо сочетается с Georgia и часто используется с Oswald, Lato и Arvo.

4. GT Walsheim


Используемый сегодня во многих блогах, GT Walsheim является представителем геометрических гротесков и входит в семейство Grilli Type. За полный набор шрифтов нужно платить, но Grilli Type предлагает бесплатную пробную версию GT Walsheim.

5. Merriweather


Если читабельность на экране является приоритетом вашего проекта, воспользуйтесь Merriweather, который был создан для этой цели. К тому же, этот шрифт постоянно дорабатывается.

6. Josefin Sans


Josefin Sans создавался согласно канонам винтажного шведского дизайна и отличается элегантной геометрической эстетикой.

7. Gravitas One


Gravitas One создан на основе “UK fat face” – жирного рекламного шрифта, появившегося во время индустриальной революции в Англии. Этот шрифт прекрасно выглядит в среднем и большом масштабе и подходит для заголовков, названий и вкладок.

8. Jura


Литеры этого шрифта повторяют формы письма Кая-ли. В нем также содержатся глифы кириллицы и греческого алфавита. Он доступен в светлом, нормальном, среднем и полужирном начертаниях.

9. League Gothic


Изначально спроектированный Морисом Бентоном (Morris Fuller Benton) для American Type Founders Company в 1903 году, League Gothic нашел себе новое применение после апдейта и добавления новых глифов.

10. Fjord


Fjord – это шрифт с засечками, изначально созданный для печатных книг и особенно подходящий для размещения длинных текстов в небольшом печатном формате. Его можно применять для создания большого объема текстового контента на сайте, так как шрифт отличается четкой структурой, заметными засечками и длинными элегантными верхними и нижними выносными элементами.

11. Amaranth


Семейство шрифтов Amaranth отличается ненаклонным курсивным дизайном с небольшим контрастом и заметными изгибами. Все три стиля Amaranth хорошо сочетаются с практически любым другим шрифтом. С этим шрифтом можно поиграть – экспериментируйте и выбирайте лучшее.

12. Poly


Этот среднеконтрастный шрифт был изначально создан для туземного языка Wayuunaiki, для которого необходимы широкие глифы. Он отличается маленькими выносными элементами и большой x-высотой, что делает его особенно полезным в небольших размерах.

13. Gentium Basic


Этот шрифт создавался как мульти-лингвистический, включающий в себя латинские и греческие литеры, а также кириллицу и продвинутую поддержку в версии Gentium Plus. Gentium Basic и Gentium Book Basic доступны в бесплатной веб-версии, но ограничены только латинским алфавитом.

14. Open Sans


Open Sans является представителем гуманистических гротесков. Этот шрифт отличается высокой степенью разборчивости и адаптирован как для веб-, так и для мобильных интерфейсов. Это ненаклонный шрифт с простым начертанием литер, для которого характерен нейтральный, но достаточно приятный вид, что позволяет использовать его в разных целях.

15. Ledger Regular


Это мультифункциональный шрифт с большой x-высотой, сильным цветовым контрастом, четко очерченными засечками, что вносит свой вклад в читабельность текста. Этот шрифт хорошо выглядит как в печатном виде, так и на экране с низким разрешением.

16. Signika


Этот бесплатный веб-шрифт является представителем гротесков. Низкая контрастность и большая x-высота позволяют Signika хорошо отображаться на экране. Широкий выбор значков включает в себя символы, пиктограммы и стрелочки.

17. Josefin Slab


Созданный согласно канонам геометрического шрифта, характерного для 30-х годов прошлого века, с добавлением скандинавских черт, шрифт Josefin Slab обладает характеристиками брускового шрифта и напоминает шрифт печатной машинки. Интересно, что его х-высота составляет половину от высоты прописной буквы.

18. Forum


Как и предполагает название, это шрифт Roman, который хорош для заголовков в caps lock, но также подходит и для отображения текстов. Элегантные пропорции этого шрифта напоминают классическую архитектуру с ее полукруглыми арками, горизонтальными карнизами и вертикальными колоннами.


Названный в честь одного из самых известных городов Майя, Tikal Sans обладает чертами глифов, которые использовались в письме южноамериканской цивилизации. Его создатель выбрал большую x-высоту, что придало шрифту современный вид и оказало благотворное влияние на его разборчивость, а большой выбор видов начертаний позволяет применять его для различных целей.

20. Arvo


Подходящий в равной степени как для печатной, так и для веб-версии, этот геометрический брусковый шрифт доступен в Roman, Italic, Roman Bold и Bold Italic. Небольшая контрастность Arvo повышает его читабельность на экране.

21. Bevan


Bevan был создан на основе традиционного брускового шрифта 30-х. Буквы были отцифрованы, им придали новую форму и оптимизировали для веб-версии. Это один из немногих сверхжирных шрифтов, которые подходят для сайтов.

22. Old Standard TT


Old Standard TT был создан на основе шрифта с засечками Modern, который был популярен в конце 19-начале 20 веков, а затем забыт на долгое время. Этот шрифт подходит для придания стиля особому виду контента, например, научным исследованиям или текстам на греческом или кириллице.

23. Kreon


Идеально подходящий для новостных веб-сайтов и блогов, этот шрифт с засечками обладает также чертами брускового шрифта, но его сбалансированность и низкоконтрастность делают Kreon значительно более персонализированным.

24. Droid Sans


Droid Sans был оптимизирован для максимальной читабельности даже в небольших интерфейсах – например, меню на экранах мобильных телефонов. Это нейтральный ненаклонный шрифт с простыми открытыми очертаниями литер.

25. Italiana


Создатель этого шрифта вдохновился классической итальянской каллиграфией, поэтому шрифт будет очень полезен для проектов, где необходимо добавить элегантности. Italiana также подходит для написания новостных заголовков как в печатном, так и электронном виде.

26. Vollkorn


Этот детально разработанный, многофункциональный шрифт с засечками очень популярен. Его четкость и основательность выражают уверенность и энергию, что делает шрифт одинаково эффективным как в больших размерах для заголовков и названий, так и для значительных объемов текста в более мелком формате.

27. Actor


Этот шрифт отличается особенно большой x-высотой, что требует достаточно много пространства. Для Actor также характерно старомодное начертание некоторых символов, например, цифр 6 и 9.

Уходящий корнями в 16 век, гуманистический шрифт Garamond стал настоящей иконой типографики, неоднократно послужившей основой для создания современных шрифтов, включая шрифт EB Garamond.

31. Ubuntu


Гротеск Ubuntu был создан для того, чтобы персонализировать веб-текст как на десктопах, так и мобильных устройствах. Пользователям предлагается экспериментировать с этим шрифтом, модифицировать и улучшать его по своему усмотрению.

32. Rosario


Rosario является классическим гуманистическим гротеском, который прекрасно подойдет для стилизации абзацев текста.

33. Roboto Slab


Roboto Slab является одним из шрифтов семейства Roboto. Брусковая версия особенно привлекает взгляд своими геометрическими формами и открытыми изгибами. Он одинаково хорошо подходит для экранов гаджетов и печатных версий текстов.

34. Oswald


Шрифт является переработанной версией классического гротеска Alternate Gothic. Oswald был недавно обновлен, теперь он представлен в различных начертаниях, содержит расширенный набор символов и отличается более удобным кернингом.

35. Stalemate


Stalemate – это изящный рукописный шрифт с некоторым винтажным оттенком. Он подходит для создания акцентов и персонализации вашего сайта.

36. Crimson Text


Этот тщательно разработанный классический пропорциональный шрифт может использоваться как для отображения больших объемов текста, так и написания заголовков.

.

Узнал об этой теме массу нового для себя. В частности, два способа подключения шрифтов, особенность работы с сервисом Google Fonts и числовая шкала плотности шрифтов, ресурсы для поиска бесплатных шрифтов, тонкости работы с генератором FontSquirrel, ресурсы по шрифтовым иконкам. Для меня информация оказалась чрезвычайно полезной и интересной.

Ниже привожу краткий конспект всех вопросов, показавшихся мне интересными и новыми в моей практике, пересказанный своими собственными словами. Надеюсь, данный материал окажется полезным не только для меня одного.

Подключение веб-шрифтов с помощью @font-face:

  • подключение нестандартного шрифта с помощью директивы

Директива

указывает браузеру применить шрифт с указанным именем выбранным элементам страницы.

Существует несколько форматов веб-шрифтов. Наиболее распространенные из них: EOT, WOFF, OTF или TTF,

Формат EOT , который понимают браузеры IE вплоть до версии 8. Собственно, этот формат шрифта создан и существует только ради этого браузера и таких его версий. Чтобы получить шрифт формата EOT, необходимо специальное программное обеспечение для преобразования формата TTF в OET.

Формат WOFF (Web Open Font Format) является наилучшим на сегодняшний день для использования в Веб: самый маленький и легкий, поддерживается всеми современными браузерами (в том числе IE9 и выше); этот формат был создан специально для Веб. Фактически - это облегченная версия формата TTF или OTF.

Форматы OTF (Open Type Font) и TTF (True Type Font) - это самые обычные компьютерные шрифты, которые используются в большинстве операционных систем (Windows, Macintosh, Linux) и в приложениях под эти системы. Но, помимо этого, такие шрифты можно легко использовать и в Интернете.

Формат SVG - это даже не формат шрифта, а формат графики, графического изображения. Особенностью этого формата является то, что графика в этом формате создается исключительно с помощью векторов, то есть - математических формул.

Благодаря этому изображения в таком формате масштабируются без потери качества - при увеличении размера картинки компьютеру достаточно пересчитать векторные точки. Особенность этого формата графики позволила применить его для создания “шрифтов”. То есть, обычный шрифт преобразуется в формат SVG, где каждый шрифт - это фактически картинка в масштабируемом формате SVG.

Зачем потребовались такие трудности? Все дело в том, что браузеры под ОС Android (очень распространенная ОС под мобильные устройства) могут отображать веб-шрифты только в этом формате. Браузеры под iPhone (Safari 4.1 и ниже) также не умеют распознавать веб-шрифт. Вот этим “неумехам” и подсовывают картинки в виде шрифтов - “не умеешь кушать обычную пищу, так кушай хотя бы это!”.

Правовой вопрос использования шрифтов

Вопрос можно кратко cформулировать в следующих двух предложениях. Все шрифты делятся на платные или бесплатные .

Платные шрифты делятся на те, которые:

  • можно использовать в Веб
  • нельзя использовать в Веб

Чтобы не заморачиваться решением запутанного вопроса лицензии на шрифты, можно воспользоваться веб-службами Google Fonts или TypeKit , на которых собраны все шрифты, которые можно использовать в Веб . Шрифты на этих серверах либо бесплатные (Google Fonts), либо платные (TypeKit).

Краткий список источников бесплатных шрифтов , которые можно использовать в Веб:

    https://www.theleagueofmoveabletype.com/)
  • FontSquirrel (http://www.fontsquirrel.com/)
  • Google Fonts (https://www.google.com/fonts)
  • The Open Font Library (http://openfontlibrary.org/ru)
  • Fontex.org (http://fontex.org/)
  • Exljbris Font Foundry (http://www.exljbris.com/)

Большинство веб-сервисов, которое предоставляет шрифты для Веб, “отдают” их в формате OTF или TTF. Поэтому нужно конвертировать этот шрифт в четыре формата, описанных выше, для того, чтобы максимальное число посетителей сайта смогло увидеть на своих устройствах содержимое данного сайта. Для конвертирования не нужно искать специальное программное обеспечение. Можно воспользоваться бесплатным генератором @font-face Generator , находящемся на сервере FontSquirrel (http://www.fontsquirrel.com/).

Единственное ограничение этого сервиса - он имеет свой собственный blacklist, в который помещены шрифты, запрещенные по лицензии для использования в Веб. Другими словам, если “подсунуть” этому генератору лицензионный шрифт, приобретенный пиратским способом, то он откажется от генерации последнего.

Генератор

важен и должен быть следующим: @font-face { font-family : "PTSans" ; src : url("PTSansRegular.eot") ; src : format ("embedded-opentype" ), url("PTSansRegular.woff") format ("woff" ), url("PTSansRegular.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansRegular.svg") format ("svg" ); }
  • EOT - формат только для Internet Explorer 8 и ниже
  • WOFF - самый современный и маленький по размеру шрифт, который понимают большинство современных браузеров
  • TTF - сравнительно большой по размеру шрифт и достаточно устаревший
  • SVG - самый большой по размеру и объему шрифт, поэтому его необходимо размещать в самой последней строке. К тому же, этот формат шрифта используется только в браузерах ОС Android или в браузере Safari 4 (то есть, iPhone )

Браузер читает тело директивы

является неслучайной и эмпирически выверенной на основе опыта предыдущих веб-разработчиков. h1 { font-family : "League Gothic" , Arial , sans-serif ; font-weight : normal ; }

Правильное применение подключенного web-шрифта League Gothic. Здесь указывается на первом месте имя подключенного шрифта, а затем - резервные шрифты, которые заведомо установлены в системе пользователя (имя шрифта, гарантировано имеющегося в системе и семейство шрифтов).

Внимательный читатель обратит внимание на вторую строку и скажет: это здесь лишнее, бред какой-то. На самом деле не совсем так. Браузеры всегда пытаются отрисовать заголовки полужирным начертанием, по умолчанию. Поэтому, здесь мы говорим, чтобы браузер просто этого не делал, и все.

Помимо букв, шрифты могут состоять из иконок или изображений. Ресурсы, посвященные теме шрифтовых иконок и значков:

Виды шрифтов

При подключении шрифтов, установленных на компьютере, обычно не возникает вопросов и мы не задумываемся о том, как так получается, что при указании браузеру отрисовать текст полужирным с помощью тега

текст действительно делается курсивным; а при полужирном курсиве через теги
1 strong em
он делается полужирным курсивом. Нам кажется, что браузер делает текст таким, каким мы указываем ему.

На самом деле это не так. Или не совсем так. Браузер действительно отрисовывает шрифт указанным ему способом, но вот с самим шрифтом он ничего сделать не может. Он просто берет указанное тегом начертание шрифта и выводит его на экран. Дело в том, что дизайнеры или компании, занимающиеся разработкой шрифтов, создают шрифты таким образом: художник рисует четыре набора одного и того же шрифта. То есть, рисуется набор символов в обычном начертании (regular), затем рисуется набор символов в курсивном начертании (italic), потом набор символов в полужирном начертании (bold), и наконец набор символов в полужирном курсивном начертании (bold italic). Все эти четыре набора символов фактически являются отдельными шрифтами, хотя и носят одно общее название (Georgia, Tahoma, Helvetica и так далее).

Когда браузеру указывается, какое начертание применить, он просто берет шрифт с указанным начертанием и отображает его. К примеру, шрифт Arial имеет четыре вида начертания. Если указывается, что нужно полужирное начертание, то браузер берет полужирное начертание Arial. Сам браузер преобразовать одно начертание в другое не может ни в коей мере. Он может выполнить только одну вещь - попытаться сделать и обычного начертания “курсивное”. Команда, говорящая браузеру выполнить такую задачу, имеет название

значительно осложняется и может быть выполнено двумя способами: простым , который IE8 не понимает (но понимают все остальные браузеры) и сложным , который будет доступен и IE8 также.

Простой способ подключения веб-шрифта

Простой способ заключает в добавлении к директиве

и эти правила выполняют другую роль, они заставляют браузер загрузить веб-шрифт с указанным стилем и жирностью. Чтобы быть более понятным, приведем сразу пример подключения веб-шрифта PTSans с четырьмя вариантами его отображения: @font-face { font-family : "PTSans" ; src : url("PTSansRegular.eot") ; src : url("PTSansRegular.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansRegular.woff") format ("woff" ), url("PTSansRegular.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansRegular.svg") format ("svg" ); font-weight : normal ; font-style : normal ; } @font-face { font-family : "PTSans" ; src : url("PTSansItalic.eot") ; src : url("PTSansItalic.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansItalic.woff") format ("woff" ), url("PTSansItalic.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansItalic.svg") format ("svg" ); font-weight : normal ; font-style : italic ; } @font-face { font-family : "PTSans" ; src : url("PTSansBold.eot") ; src : url("PTSansBold.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansBold.woff") format ("woff" ), url("PTSansBold.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansBold.svg") format ("svg" ); font-weight : bold ; font-style : normal ; } @font-face { font-family : "PTSans" ; src : url("PTSansBoldItalic.eot") ; src : format ("embedded-opentype" ), url("PTSansBoldItalic.woof") format ("woff" ), url("PTSansBoldItalic.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansBoldItalic.svg") format ("svg" ); font-weight : bold ; font-style : italic ; }

Расскажу, как я понимаю данные CSS-правила. Директива

. Эта переменная является массивом, который заполняется значениями с помощью последующих правил:
  • - загрузить шрифт указанной жирности;
  • производилось каждый раз отдельным вызовом функции к выбранным элементам страницы: p { font-family : PTSans ; }

    И затем HTML-тегами

    указать, какое начертание шрифта применить к указанным элементам: dolor ets < strong > lorem ipsum dolor ets lorem ipsum ipsum dolor ets lorem ipsum < em > dolor ets lorem ipsum dolor ets lorem ipsum dolor ets

    Браузер “вытащит” из массива PTSans шрифт нужного начертания (bold или italic или bold italic) и применит его к указанным элементам страницы.

    Преимуществом данного способа подключения веб-шрифта является его универсальность. Достаточно один раз объявить шрифт с помощью директивы

    и .

    В тех местах, где применены теги

    , браузер IE8 будет сам делать из шрифта PTSans начертания . Пример варианта подключения веб-шрифта, понятного для IE8, показан ниже: @font-face { font-family : "PTSansRegular" ; src : url("PTSansRegular.eot") ; src : url("PTSansRegular.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansRegular.woff") format ("woff" ), url("PTSansRegular.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansRegular.svg") format ("svg" ); } @font-face { font-family : "PTSansItalic" ; src : url("PTSansItalic.eot") ; src : url("PTSansItalic.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansItalic.woff") format ("woff" ), url("PTSansItalic.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansItalic.svg") format ("svg" ); } @font-face { font-family : "PTSansBold" ; src : url("PTSansBold.eot") ; src : url("PTSansBold.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansBold.woff") format ("woff" ), url("PTSansBold.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansBold.svg") format ("svg" ); } @font-face { font-family : "PTSansBoldItalic" ; src : url("PTSansBoldItalic.eot") ; src : url("PTSansBoldItalic.eot#iefix") format ("embedded-opentype" ), url("PTSansBoldItalic.woof") format ("woff" ), url("PTSansBoldItalic.ttf") format ("truetype" ), url("PTSansBoldItalic.svg") format ("svg" ); }

    Обратите внимание на отсутствие правил

    и , ? Насколько же “раздуются” таблицы стилей в этом случае! А если вдруг (не дай Бог!) придется вносить изменения в такой код? p { font-family : PTSansRegular ; font-weight : normal ; font-italic : normal ; font-size : 36px ; } p strong { font-family : PTSansBold ; font-weight : bold ; font-italic : normal ; } p em { font-family : PTSansItalic ; font-weight : normal ; font-italic : italic ; } p strong em { font-family : PTSansBoldItalic ; font-weight : bold ; font-italic : italic ; }

    Применять или не применять второй способ подключения веб-шрифтов - это вопрос того, насколько необходима поддержка IE8 для конкретного сайта. Следует учесть, что доля IE8 падает и будет продолжать падать.

    Шрифты Google Fonts

    Чтобы не заморачиваться с поиском шрифта, скачиванием его в формате TTF или OTF, конвертации на генераторе типа FontSquirrel Generator, подключения полученных CSS-стилей в проект с помощью многочисленных директив

    , второй в помощью директивы более лаконичный - достаточно подключить ее в начало таблиц стилей, чтобы выбранные шрифты применялись ко всем HTML-страницам.

    Третий способ с помощью JavaScript кроме сложности, никаких других преимуществ перед двумя другими не имеет.

    В Google плотность шрифта обозначается не с помощью ключевых слов

    , а в числовой шкале - 100 до 900. Значение 400 соответствует шрифт Gentium Book Basic нормальной плотности курсивного начертания: em { font-family : "Gentium Book Basic" , serif ; font-weight : 400 ; font-style : italic ; }

    На этом выжимка по веб-шрифтам заканчивается.

Очень много было написано о дизайне шрифтов, особенно об истории их создания. Мы читали о множестве техник создания шрифтов. Но откуда, собственно, нужно начинать? Если вы – дизайнер или иллюстратор, и эта дисциплина вам в новинку, то с чего же вам начинать?

Мы нашли полезную информацию, которую собрали с множества источников, и решили собрать все воедино.

1. Начните с брифа

Создание шрифта – это долгая и кропотливая работа, поэтому очень важно иметь четкое понимание того, каким должен быть этот шрифт.

Разработка брифа безусловно потребует исследований и раздумий. Как будет использоваться ваш шрифт: он понадобится для специфического проекта или для личного пользования? Есть ли проблема, которую ваш шрифт решил бы? Впишется ли ваш шрифт в массив похожих дизайнов? Что делает его уникальным?

Вариантов много. Шрифты могут быть созданы, к примеру, специально для академических текстов или для плакатов. Только когда вы будете знать, как ваш шрифт может быть использован, тогда вы будете готовы начинать дизайн.

2. Фундаментальный выбор

Существует некоторое количество решений, о которых нужно помнить. Будет ли это рубленный шрифт или с засечками? Будет ли он основываться на рукописном тексте или будет более геометричным? Будет ли шрифт создан для текста и подходить для длинных документов? Или может он будет отображать текст в креативном стиле и будет лучше смотреться в крупном размере?

Подсказка: Предполагается, что дизайн рубленного шрифта дается начинающим сложнее, так как возможности таких шрифтов более специфичны.

3. Подводные камни на ранних этапах

Есть несколько подводных камней:

  • Вы можете решить начинать с компьютеризации рукописного шрифта, что может быть полезным практическим упражнением. Но из-за того, что почерк очень индивидуален, ваш шрифт может не иметь большого успеха из-за своей специфичности.
  • Не стоит брать за основу существующие шрифты. Переделав немного уже знакомый всем шрифт, вы не создадите шрифт получше и не разовьете свои навыки.

4. Используйте свои руки

Существует много материалов на тему того, как рисовать шрифты с помощью компьютерных программ, но мы настойчиво рекомендуем вам сначала нарисовать его от руки. Попытки сделать это на компьютере существенно усложнят вашу работу.

Попробуйте создать красивые формы первых нескольких букв на бумаге, а уже потом начинайте компьютерную работу. Следующие буквы потом могут быть сконструированы на основе существующих форм, в соответствии с ключевыми особенностями.

Подсказка: Вручную обычно получается нарисовать более гладкие и точные кривые. Чтобы было удобнее, не бойтесь поворачивать лист бумаги так, как вам нужно.

5. С каких символов начать

Создание сначала определенных символов может помочь вам задать стиль своего шрифта. Ну а потом эти символы будут использоваться как направляющие. Обычно “контрольные символы”, как их называют, в латинице – это n и o, а заглавные – H и O. Зачастую используется слово adhension, которое поможет протестировать базовые пропорции шрифта (но, некоторые пишут это слово как adhencion, потому что буква s может быть очень коварной).

6. Переносим шрифт на компьютер

Существует множество способов перенести рисунок на компьютер. Некоторые рекомендуют трассировочные программы, но многие предпочитают совершать эту работу вручную, чтобы иметь полный контроль над точками и формами.

Многие программы нуждаются в четком и ярком рисунке, поэтому как только вам понравился ваш шрифт, обведите его тонкой ручкой и заполните формы маркером.

Подсказка: Если вы обработали нарисованный шрифт так, как было описано выше, то вы можете просто сделать фото рисунка и работать с ним.

7. Выбор программы

Многим дизайнерам нравится использовать Adobe Illustrator. Для рисования отдельных форм и экспериментирования он отлично подходит. Но в последствии становится очевидным, что для создания шрифтов он не подходит. Вам захочется работать с программой, которая позволит работать с межбуквенным интервалом и созданием слов.

Отличная программа – FontLab Studio, но новый софт, такой как Glyphs и Robofont набирают все большую популярность. Эти программы недешевые, но у Glyghs есть “мини” версия в Mac App Store с некоторыми отсутствующими функциями, что не очень хорошо, потому что эти функции важны новичкам.

8. Использование программ

Не забывайте расположить крайние точки буквенных форм (верхняя, нижняя, правая, левая), чтобы лучше контролировать процесс.

9. Слова

Когда вы закончили все работы по приглаживанию форм, посмотрите, как он смотрится в полноценном тексте. Возьмите себе за цель проанализировать то, как шрифт смотрится в строке, абзаце и так далее. И не стоит ждать, пока вы сделаете весь алфавит.

Одна из самых популярных программ для дизайна шрифтов. Доступна на Windows и Мас.

Программа доступна на Windows, имеет интуитивный интерфейс и отлично подходит новичкам.

Еще один мощный редактор шрифта от FontLab, позволяющий создавать новые шрифты или изменять существующие. Доступен на Windows и Мас.

Эта программа работает на Windows, Mac, Unix/Linux и переведена на множество языков. Также позволяет создавать новые шрифты и редактировать имеющиеся.

OpenType редактор шрифтов, доступен на Windows и Mac OS X. Довольно простой и содержит достаточное количество функций.

Еще один бесплатный инструмент, с помощью которого вы сможете создавать точечные шрифты.

Условно бесплатный (9 долларов за скачивание шрифта) онлайн-инструмент, который позволяет создавать шрифты на основе рукописного текста.

Еще один онлайн-инструмент (также почти 10 долларов за скачивание), который позволяет создавать шрифт из текста, написанного от руки.

Бесплатный и довольно сильный редактор шрифтов. Отлично подходит начинающим и тем, кто не хочет тратить деньги на покупку программ.

Это приложение доступно на iPad и Windows 8. Позволяет создавать шрифт из наброска и редактировать существующие шрифты.

Бесплатный ограниченное количество времени инструмент. С его помощью вы можете создавать шрифты и скачивать их.

Бесплатный онлайн-инструмент, позволяющий создавать TTF и OTF шрифты на основе рукописного текста.

Есть бесплатная и премиум-версия. Программа работает на Windows, Linux, Mac OS X и BSD.