Безопасность        28.03.2024   

Системы навигации без спутников. Что произойдет, если человечество лишится всех искусственных спутников? Конкуренты gps и глонасс

Прошел игру соло разбойником: знатный гном (+10 % к магической устойчивости, возможность продажи трофеев Гориму в Денериме по 2-й цене). Класс вор/убийца/дуэлянт
Сложно было в начале игры до момента открытия 3-го уровня ухода в тень. До этого момента приходилось выманимать противников с помощью лука и добивать кинжалами.

Первоначально старался выполнять наиболее простые квесты. Примерное прохождение после Лотеринга было такое:

Квесты в Денериме (все, которые дают опыт при минимальных затратах сил)
Орзаммар (ключ от города);
Крепость стражей;
Каменная пленница;
Деревня убежище;
Древний храм (взял там эльфийские перчатки);
Башня магов;
Рэдклиф;
Башня магов;
Орзаммар (дошел до глубинных троп);
Орзаммар завершил;
Пещеры, ведущие к праху Андрасте;
Урна с прахом Андрасте;
Рэдклиф - спасение Эрла Эамона;
Лес Бресиллиан
Далее по вкусу...

Боссы: Огр в башне (с помощью бомб бой намного упрощается), Ульдрэд (пришлось повозиться, главное держаться к нему ближе, тогда он не использует магию), демон праздности (важно подобрать тактику и превращаться в нужное существо в зависимости от того, в какой форме находится демон), драконы: с драконами проблем не было: герой должен держаться со стороны, где может наносить бэкстабы (это 4 или 8 часов). Когда дракон перемещается - герой перемещается между его лап спиной к голове дракона, так чтобы наносить удары в одну из задних ног. Архидемон умер в течение 6-8 минут, Матка в Орзаммаре (расстреливается из лука), зараженная королева пауков (мой самый сложный бой, половину здоровья снял ей ловушками, остальную - стрелами из лука, но наверное есть более красивая тактика с использованием эликсиров).
Упор в развитии персонажа был сделан в Ловкость. Хитрость поднял только на 5 очков чтобы открыть скиллы. В конце игры ловкость персонажа 23-го лвла со шмотом была 100 с чем то единиц, его защита составляла почти 170 единиц. Белые, желтые противники и минибоссы не могли попасть по герою. В Брессилианском лесу при выполнении квеста по получению Джаггернаута компашки мертвецов падали в течение пары минут, на восставшего из мертвых уходила 1 минута времени. В руках были кинжалы со вложенными рунами великого мастера. Руны вставлялись в кинжалы по мере потребности: для порождений тьмы, мертвецов и магов были куплены кинжалы и сделаны свои сеты. Но как правило, в правой руке всегда был кинжал "Шип Розы" на 3 слота. Один слот всегда был занят руной паралича. Во второй руке - "Кинжал ворона" из драконьей кости на 3 слота (в одном слоте руна в. мастера бодрости); хоннлитский шлем, броня: одеяние злодея, перчатки рыжей Дженни, высокие ботинки Кадаша, кольцо: ключ от города + живитель, ожерелье - щит заклинаний +30 %, пояс Андруила. С этой экипировкой герой переживал захват огра.
Основная тактика: убиваем магов (умирают за считанные секунды), лучников (их скиллы - глушилки проходят). Не успели всех убить - уходим в тень и по новой. Танки и обычные милишники не опасны, т.к. попасть по герою они не могут. Самые опасные противники в этой игре огры (в начале), пауки, теневые волки в Бресиллианском лесу. Т.е. те кто может застанить героя скиллом.
С магами тоже нет проблем: собирается антимагический сет: древняя кольчуга гномов (+4 %) дает кузнец в Рэдклифе, древние эльфийские перчатки (+4 %) в древнем храме, который ведет в пещеры к праху Андрасте, антиванские сапоги (+4 %) в деревне Убежище (после подарка их Зеврану их можно снять и одеть своему герою), ключ от города в Орзаммаре (+4 %), антимагический оберег (+30 %), два кинжала с 3-мя слотами (можно купить у Горима в Денериме) - вкладываем руны двеомеры на сопротивление магии 10 %, 8%, 8 % и во второй кинжал 8 %, 8 %, 6 %. Вместе с учетом 10 % гномьей сопротивляемости магии получается:
4+4+4+4+30+10+8+8+8+8+6+10 = 104 % сопротивления магии. Магия разбойнику не страшна.
Основные скиллы, которыми пользовался: уход в тень, станы "грязная борьба" и "двойной удар", самобафы "Порыв" и "Дуэль", атакующие скилы по площади "Взмах 2-мя оружиями" и "Вращение". Пассивки качались на два оружия в руках - 4. Навыки убийцы - 4, дуэлянта 3, умелый механик: 4, уход в тень - 4, ветка с грязной борьбой - 3.
Примерно с 16 лвла разбойника практически все враги не вызывали сложностей, игра была легкой и комфортной.
В процессе игры был куплен весь лучший возможный шмот и оружие, руны великого мастера, компоненты для ядов, бальзамы ускорения и защиты. Осталось почти 500 золотых.

Нынешние навигационные системы достаточно хороши, но все еще не идеальны. Мы расскажем о технологиях, которые позволят компенсировать недостатки спутникового геопозиционирования.

К спутниковой навигации все мы давно привыкли. Она уже прочно вошла в нашу жизнь и используется повсеместно - начиная с автомобильных навигационных устройств и заканчивая смартфонами. Определив ваше положение, система подскажет маршрут, а на карте будет видна вся окружающая инфраструктура. Казалось бы, будущее наступило. Ведь еще пару десятков лет назад такое и вообразить было сложно. Но нет: текущее развитие технологий - это лишь первый шаг но сравнению с новыми горизонтами, которые открываются за пределами завтрашнего дня.

Перспективные разработки не отменяют спутниковую навигацию как таковую, но значительно улучшают ее. Например, в современных смартфонах уже используется дополнительная функция позиционирования по вышкам сотовой связи. Однако спутниковый сигнал может полностью теряться в глухом лесу или внутри зданий. Новые разработки из нашего обзора позволяют навигационным приборам «ориентироваться» на местности, даже когда спутники не видны, и к тому же способны осуществлять позиционирование значительно точнее - вплоть до 2 см.
Впрочем, спутниковые системы пока все-таки необходимы - неслучайно крупнейшие страны разворачивают собственные аналоги GPS и ГЛОНАСС.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО БАЗОВЫМ СТАНЦИЯМ

Определить местоположение сотового телефона можно и без спутников-по сигналам от вышек сотовой связи оператора. Правда, точность при этом значительно ниже - от десятков метров до нескольких километров в малонаселенных районах, где базовые станции расположены далеко друг от друга.

Как же работает эта система? Первый метод позволяет выяснить. какой базовой станцией в данный момент обслуживается мобильный телефон, и очень примерно определяет местоположение абонента. Точность данного способа зависит от количества базовых станций и радиоусловий. Во втором случае измеряется время прохождения сигнала до нескольких базовых станций, но это требует оснащения сети дополнительным и достаточно дорогим оборудованием.

Оба метода используются операторами сотовой связи и позволяют «мониторить» местонахождение ребенка или отслеживать передвижения друзей на карте при их согласии.

РАДИОПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Спутниковая навигация не отличается высокой точностью, к тому же она может оказаться недоступной. Новые разработки призваны повысить точность позиционирования и умеют определять местоположение даже при отсутствии сигналов от спутника.

Система спутниковой навигации работает по следующему принципу: со спутника передается радиосигнал, в котором сообщаются точное время и текущее местоположение космического аппарата. Данный сигнал поступает на приемник, а тот в свою очередь, зная точное время передачи сигнала и период, за который сигнал достиг приемника, может вычислить расстояние до спутника. Проделав это с сигналами от нескольких спутников, находящихся в разных точках, приемник может довольно точно определить свое местоположение. Этот метод прост и надежен, хотя и не без некоторых оговорок.

Смысл метода, который предлагают специалисты компании Loсata, приблизительно такой же, только вместо спутников здесь предполагается использование сети радиомаяков. Некая технология, подробностей о которой пока нет, позволяет этим маякам синхронизировать время с точностью до наносекунды и передавать сигнал о своем нахождении. Благодаря этому приемник сможет вычислять свое местоположение еще более точно. Преимущества системы состоят в том, что сигнал наземных маяков достаточно силен для того, чтобы проникать даже сквозь довольно толстые стены зданий, а кроме того, точность определения местоположения даже в закрытом помещении составит всего пару сантиметров.

Большинству людей такая точность, скорее всего, не понадобится, однако автомобиль, оборудованный подобной системой, сможет не только определить свое местоположение - также можно будет получить, к примеру, информацию о расстоянии до полосы встречного движения, до ближайших транспортных средств и т. д., благодаря чему движение станет более безопасным.

Множество возможностей открывает способность Loсata работать в закрытых помещениях. К примеру, если речь идет о магазине, то смартфон, поддерживающий стандарт Loсata, сможет довести вас не только до самой торговой точки, но и указать в ней конкретное место.


Navigation via Signals of Opportunity (NAVSOP), благодаря использованию радиоволн различных диапазонов, сможет функционировать в таких условиях, в которых работа GPS затруднена или вовсе невозможна например, в лесу, внутри зданий и даже под землей. Также данная система способна работать в самых отдатенных точках планеты, например в Антарктике и Арктике, за счет использования радиосигнала спутников, вращающихся на низкой околоземной и геостационарной орбитах.

Разработчики NAVSOP считают основным преимуществом своего продукта то, что развертывание системы и ее функционирование не требует создания дополнительной инфраструктуры. ПО, задействованное в NAVSOP, является самообучающимся, благодаря чему новые источники сигналов оперативно добавляются в существующую базу данных. При этом в качестве таких источников могут быть использованы даже сигналы установок для постановки радиопомех либо подавления сигналов GPS.

Доктор Рэмси Фарагэр - сотрудник комнании-разработчика BAE Systems - поясняет, что для начала работы системы NAVSOP, то есть определения начального местоположения, и ее первоначального обучения сигнал GPS все же требуется, однако обязательным условием это не является. В целом, согласно планам разработчиков, данная система должна использоваться в паре с GPS: технологии станут дополнять друг друга и заменять в том случае, если работа одной из них окажется невозможна.

Компания BAE Systems ориентирована на оборонные разработки, потому неудивительно, что система NAVSOP создается в первую очередь именно для военного применения. К примеру, она может помочь солдатам, ведущим боевые действия в сложных городских условиях либо в отдаленных районах земного шара, или применяться для обеспечения безопасности беспилотников, поскольку использование NAVSOP позволит аппаратам защититься от воздействия на их навигационные системы.

ГИБРИДНЫЕ СИСТЕМЫ

Гибридные системы позиционирования способны не только определять местоположение с помощью GPS-спутников, но и ориентироваться на местности по другим радиосигналам, а также посредством гироскопов и акселерометров.

В основном вооруженные силы и транспортные компании применяют для навигации систему GPS. Однако не каждый задумывается о последствиях возможной ситуации, при которой спутники GPS в силу каких-либо причин выйдут из строя или просто перестанут быть доступными. И если для водителя на дороге потеря сигнала вызовет лишь некоторые неудобства, с которыми можно будет справиться, то для военных это будет означать невозможность оперативно ориентироваться на местности, что во многих случаях предопределит поражение.

Именно в силу этой причины множество научных организаций сейчас ведут работу над системами навигации, которые смогут работать автономно, без использования каких-либо внешних сигналов. Так, ученые из Мичиганского университета разработали TIMU (временно-инерционную навигационную однокристальную систему), которая умеет определять местоположение в условиях временного отсутствия доступа к сигналам GPS. Навигатор выполнен в виде чипа, размеры которою меньше монеты, и содержит в себе три акселерометра, три гироскопа и схему сверхточных часов.

Данные, полученные с датчиков системы, позволяют достаточно точно определить положение транспортного средства, которое начало свое движение из точки с известными координатами. Все датчики чипа занимают объем 10 мм3, располагаясь в трехмерном пространстве. Чип состоит из шести слоев, толщина каждого из которых составляет приблизительно 50 микрон (что соответствует толщине человеческого волоса). Каждый из слоев имеет свою функцию, а все функции в комплексе обеспечивают работу системы навигации TIMU. Структура слоев и объединяющая их конструкция изготовлены из чистого кварца. Этот материал обладает отличной прочностью, а также низкими температурными коэффициентами, что делает его идеальной основой дня объединения в единое целое нескольких сложных устройств.


Современные устройства позиционирования, встраиваемые в планшеты, смартфоны и навигаторы, плохо работают не только внутри зданий, но и просто в условиях плотной застройки или в густом лесу. Ситуация может измениться благодаря выходу навигационного чипа Broadcom ВСМ 4752, который будет доступен уже в ближайшее время. С его помощью высокой точности позиционирования можно будет добиться даже внутри зданий причем не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскостях. Это позволит узнать, например, на каком этаже вы в данный момент находитесь. Подобных результатов удается достичь за счет совмещения данных, полученных от множества различных датчиков, а также благодаря поддержке большого количества протоколов беспроводной связи.

Чип Broadcom ВСМ4752 поддерживает связь одновременно с четырьмя навигационными системами: ГЛОНАСС, GPS, SBAS и QZSS. Это позволяет получать данные с 59 навигационных спутников. В качестве дополнительных навигационных точек используются сигналы вышек сотовой связи. В помещениях чипу помогают ориентироваться сигналы сетей Wi-Fi, Bluetooth, NFC и 4G. Еще большей точности вертикального и горизонтального позиционирования позволяют добиться гироскоп, акселерометр, магнитометр, высотомер и счетчик шагов.

Правда, чтобы воспользоваться всеми преимуществами навигации внутри зданий, необходимо еще и соответствующее программное обеспечение, а также карты. Прогресс в этом направлении уже наблюдается: компания Google в рамках принадлежащих ей сервисов Street View и Google Maps сегодня дает возможность посмотреть «внутренности» некоторых зданий. Таким образом, используя устройство, оборудованное чипом Broadcom ВСМ4752 и имеющее возможность работать с Google Maps, можно будет не испытывать проблем с нахождением лифта или кабинета в этих зданиях.

КОНКУРЕНТЫ GPS И ГЛОНАСС

У спутниковой навигации все-таки есть свои преимущества - например, покрытие даже в труднодоступных и малонаселенных районах. Неслучайно у двух существующих глобальных систем позиционирования, американской GPS и российской ГЛОНАСС, появляются «соперники».

Galileo: европейская альтернатива

Galileo — это совместная разработка Европейского космического агентства и Евросоюза. Galileo является частью проекта «Трансевропейские сети», направленного на решение навигационных и геодезических задач. Запуск данного проекта запланирован на 2016 год. Именно тогда на орбиту Земли будут выведены все 27 операционных и три резервных спутника. Часть Galileo, находящаяся в космосе, будет обслуживаться при помощи наземной инфраструктуры: трех центров управления и множества передающих и принимающих станций.

Современные спутниковые системы не имеют доступа к Galileo. Именно за счет продажи лицензий производителям различных приемников разработчики планируют финансировать проект. Стоит отметить, что Galileo создавалась в мирных целях, но принятая в 2008 году резолюция Евросоюза «Значение космоса для безопасности Европы» допускает использование спутниковых сигналов для некоторых военных операций (которые проводятся в рамках политики обеспечения безопасности в мире).

Кроме того, на базе Galileo планируется предоставлять пять различных сервисов с разным уровнем точности:

  • ОТКРЫТАЯ ОБЩАЯ СЛУЖБА предназначена для гражданских навигационных устройств. Сообщается, что она будет бесплатной и доступной всем.
  • СЛУЖБА ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ будет использоваться для авиации и судовой навигации.
  • КОММЕРЧЕСКАЯ СЛУЖБА (кодированный сигнал, обеспечивающий повышенную точность определения местонахождения) будет предоставляться на платной основе заинтересованным пользователям.
  • ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СЛУЖБА, высокоточная и надежная, будет предоставлена только ограниченному кругу абонентов. Доступ получат береговая охрана, полиция, антикризисные и военные штабы.
  • ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА призвана заменить уже существующую систему КОСПАС, обеспечив более уверенный прием сигнала.

Beidou: китайский «долгострой»

Спутниковая навигационная система Beidou - китайский конкурент GPS и ГЛОНАСС. Ранее эта служба предоставляла услуги навигации, обмена текстовыми сообщениями и службы точного времени исключительно на территории Китая. В 2000 году на орбиту были выведены первые три спутника, обеспечивавшие функционирование системы. А в декабре прошлого года на территории всего Азиатско-Тихоокеанского региона Beidou вступила в коммерческую эксплуатацию как региональная система позиционирования.

Точность определения местонахождения, благодаря выводу дополнительных спутников (теперь их 16), достигла запланированных десяти метров. Согласно же действующему плану, к 2020 году Beidou должна заработать в полную мощь и стать полноценной глобальной навигационной системой. При этом космический сегмент будет сформирован из пяти спутников на геостационарной орбите и тридцати - на средней земной орбите. Дополнительная функция Beidou, отличающая ее от GPS - это имеющаяся у абонентов системы возможность обмениваться между собой небольшими текстовыми сообщениями.

Рэн Четки, представитель руководства Beidou, сообщил, что выход навигационной системы на внешний рынок принесет Китаю 400 млрд юаней (то есть более $60 млрд) прибыли за счет предоставления услуг в области метеорологии, транспортной навигации и телекоммуникаций.

Однако финансовая выгода - это далеко не главная причина развертывания Китаем собственной навигационной системы. Основная идея состоит в том, что вооруженные силы Китая, как и вооруженные силы России или стран Евросоюза, не хотят полагаться на использование подконтрольной Вашингтону системы позиционирования GPS, которая может стать недоступной для них в случае международного конфликта или какой-либо другой чрезвычайной ситуации.

С момента их ввода в эксплуатацию 60 лет назад, спутники стали незаменимой и неотъемлемой частью нашего современного высокотехнологичного мира. Мы настолько привыкли к их надежности и фактической незаметности, что принимаем спутники как само собой разумеющееся.

Мы решили узнать, что же может произойти, если вдруг все спутники, которые в настоящий момент кружат вокруг нашей планеты, в одночасье выйдут из строя или просто исчезнут.

Предположение о том, что выход из строя всех спутников или по крайней мере большего их числа, не так безумна, как может показаться на первый взгляд. Есть как минимум три возможных сценария, в результате которых это действительно может рано или поздно произойти.

Например, в научно-фантастическом рассказе «Ghost Fleet: A Novel of the Next World War», который совсем скоро появится на полках магазинов, говорится о том, что спутники могут быть сбиты в результате действий воюющих стран. В этой книге за авторством П.В. Сингера и Августа Кола рассказывается, как в недалеком будущем развязывается война, в которой китайское правительство решает использовать высокоэнергетическое оружие, установленное на спутники-перехватчики, для уничтожения важных стратегических точек США. В результате десятки околоземных спутников оказываются уничтоженными еще до того момента, как начинаются наземные боевые действия.

Иллюстрация DIA 1986 года работы спутника-перехватчика, атакующего свою цель

Есть и другой сценарий, в результате которого все спутники могут быть уничтожены. Джефф Кейтер, доцент Института имени Джорджа С. Маршалла - исследовательского центра Виргинии, занимающегося научными и общественно-политическими вопросами - говорит, что воюющие стороны могут уничтожить спутники с наземных станций, используя специальные глушилки, ракеты, лазеры, а также ядерное вооружение.

Кроме того, все наши спутники могут быть уничтожены очень сильной солнечной бурей. Так называемой Вспышкой Каррингтона, солнечного супершторма, один из которых произошел, например, в 1859 году. Произойди он сейчас - и вся наша высокотехнологичная цивилизация вернется в развитии назад на несколько поколений. Как описывает портал Universe Today, столь сверхмощная геомагнитная буря попросту вызовет перегрузку в магистральных сетях на Земле и поджарит все наши электронные устройства, включая те, что находятся на орбите планеты.

«В этом случае частицы проходят сквозь Землю и несут на себе невероятно мощный электрический разряд», - пишет Universe Today.

«Если рядом с Землей находятся спутники, то они в большинстве случаев находятся под защитой геомагнитного поля планеты, однако спутники на более высоких орбитах, особенно те, которые находятся на геосинхронных орбитах, совершенно беззащитны от подобного рода явлений. В результате шторма внутри спутника будут накапливаться заряженные частицы, которые в конце концов высвободят мощный электрический разряд, что приведет к полному повреждению компонентов спутника. Они просто выгорят».

Universe Today указывает, что прямо сейчас несколько сотен спутников, находящихся на геосинхронной орбите планеты, остаются очень уязвимыми. В фактор риска входят также спутники, находящиеся на высоте 20 000 километров и отвечающие за GPS-сети.

Гравитация

В конце концов не стоит исключать Синдром (Эффект) Кесслера. Такой вариант развития событий был описан в киноленте «Гравитация» 2013 года. Сбитый российский спутник-шпион и разлетевшиеся после него осколки вызывали цепную реакцию, в результате которой околоземное пространство превратилось в настоящую свалку из разбитых спутников и даже космической станции, что, конечно же, поставило под угрозу жизнь всех находящихся в космосе астронавтов. Страшно признавать, но Синдром (Эффект) Кесслера действительно очень вероятен, и вероятность эта только возрастает с накапливаемым на орбите после различных космических запусков мусором.

Понимая возможность развития описываемых выше событий, вполне логичным будет задаться вопросом: что же будет дальше, если одно из этих событий случится что называется здесь и сейчас. Если говорить в общем и целом, то полная потеря спутников приведет к серьезному сбою в нашей нынешней высокотехнологичной жизни. Последствия будут как кратковременными, так и долговременными и при этом охватывающие многочисленные сферы.

Потеря связи

Практически сразу же мы станем свидетелями резкого снижения нашей способности к коммуникации, передаче информации и проведению различных цифровых сделок.

Визуализация, показывающая лишь часть наших коммуникационных сетевых маршрутов

«Если мы потеряем коммуникационные спутники, то это сильно снизит пропускную способность коммуникационных каналов», - говорит Джонатан Макдауэлл, астрофизик и ученый Канадской обсерватории, работающий с Гарвард-Смитсоновским центром астрофизики.

По мнению Макдауэлла, с потерей коммуникационных спутников все телекоммуникационные кабели и сети, проложенные на земле и под водой, окажутся бесполезной кучей проводов. Несмотря на то, что некоторые виды коммуникационных возможностей исчезнут в таком случае мгновенно, некоторые все же останутся и смогут функционировать.

Все линии международных звонков и трафик данных придется перенаправить по другим каналам, что вызовет колоссальное возрастание нагрузок как на наземные, так и на подводные коммуникационные линии. Дополнительная нагрузка в конечном итоге достигнет своего предела, и это скажется на многих телефонных звонках, которые просто не смогут дойти до адресатов. Бесполезными станут сотовые телефоны. В удаленных зонах люди, полагающиеся на спутниковое телевидение, Интернет и радио, в одночасье окажутся в коммуникационной блокаде.

Карта подводных коммуникационных линий

«Да, телевидение фактически исчезнет. Ведь значительная часть этого телевидения предоставляется компаниями с помощью спутниковых приемников», - говорит Макдауэлл.

Важно учесть, что в 1998 году случился прецедент, который при больших масштабах мог привести к таким печальным последствиям для жителей всей Земли. Тогда всего один вышедший из строя спутник явился причиной неработающих по всему миру пейджеров.

Возврат к бумажным картам

При потере спутников мы потеряем и с доступ к системе глобального позиционирования. За годы своего существования на работу GPS стала неотъемлемым сервисом в нашей жизни, на который полагаются не только многие люди, но и многие компьютеризированные системы в различных индустриях.

Спутник GPS-III-AHI компании Lockheed Martin

«Мало того, что многие уже просто забыли то, как управлять своими автомобилями без GPS, так еще и многие самолеты полагаются на эту систему», - объясняет Макдауэлл.

Несмотря на то, что существуют запасные методы и системы навигации, авиалинии пользуются GPS для прокладки наиболее экономически выгодных (с точки зрения расхода топлива) маршрутов. Без GPS-спутников и телекоммуникационных спутников диспетчерам станет очень сложно поддерживать связь не только между собой, но и с самолетами, которые находятся на их маршрутах. Авиалиниям придется вернуться к более старым способам и системам коммуникации. А учитывая насыщенность сегодняшнего воздушного трафика, такой вариант развития определенно повысит процент авиакатастроф. Пострадают, конечно же, и другие навигационные системы, которые используются на грузовых судах, а также в системах поставок и перевозок. Все они полагаются на GPS.

Следует указать, что GPS - это не просто средство предоставления информации о точном местонахождении. Это также и система, которая позволяет рассчитать временные рамки. Ту же функцию могут выполнять, например, наземные атомные часы, однако GPS эффективно используется для корректировки через спутники единого временного стандарта. При отсутствии этой возможности сети, требующие точной синхронизации времени, испытают «временной сдвиг», что приведет к серьезным потерям производительности и выходу из строя многих сервисов. Все это может привести к серьезным последствиям. Пострадает все: начиная от магистральных сетей высокого напряжения и заканчивая финансовым сектором.

В своей статье «День без космоса: последствия для экономики и национальной безопасности» Эд Моррис, исполнительный директор отдела коммерческого использования космоса и департамента коммерции пишет:

«Если вы думаете, что справиться со своей работой при неработающем Интернете покажется сверхсложной задачей, то представьте, что будет, если вы утратите еще и возможность общения по мобильным телефонам, потеряете доступ к телевидению, радио, банкоматам, кредитным картам и, возможно, всем остальным электронным вещам, которыми вы пользуетесь сейчас. […]»

«Беспроводные устройства, особенно те, что работают со стандартами CDMA, станут бесполезными. Вы не сможете дозвониться с одного сотового на другой. Компьютерные сети испытают задержку, так как данным придется проходить по перегруженным каналам связи со сниженной пропускной способностью. То же самое касается и всех остальных основных сетей, использующихся для коммуникации и развлечений, так как все они используют IP-адреса и требуют максимальной точности в таймингах для уверенности в том, что отосланные данные достигли своего места назначения».

Отсутствие правильной синхронизации во времени особенно сильно скажется на банковском секторе, потому что тайминги транзакций требуют записи. Платежи кредитными картами и банковскими аккаунтами, вероятнее всего, будут полностью заморожены. Миллиарды долларов, евро и другой валюты просто исчезнут из бизнеса. Наверное, не следует говорить, что за этим последует сильнейший финансовый кризис?

Потеря военной мощи

Неожиданная потеря спутниковых возможностей снизит эффективность армий.

Ракеты, полагающиеся на данные GPS, станут бесполезными

Институт имени Джоджа Маршалла объясняет последствия, которые скажутся на военной мощи США:

«Космос является критическим звеном в правильной работе всех американских военных структур. Отделы логистики, навигации, коммуникации, центры прогнозирования погоды и собственно сами военные подразделения окажутся бесполезными».

Макдауэлл называет зависимость от спутников «Ахиллесовой пятой» армии США.

Эксперт по боевым действиям Питер В. Сингер из New America Foundation говорит:

«Тот, кто контролирует небо, будет контролировать то, что происходит в битвах на земле».

Подводя итоги последствий, которые скажутся на военном потенциале, Сингер пишет:

«Сегодня работают около 1100 активных спутников. Все они являются нервной системой не только нашей экономики, но также и нашей армии. Буквально все, начиная от коммуникаций и заканчивая GPS и логистикой, полагается на эти спутники. Потенциальные противники отмечают, что именно по этой причине Россия и Китай недавно начали испытания нового поколения противоспутникового оружия, что в свою очередь привело к дополнительным вливаниям 5 миллиардов долларов в военный бюджет США для разработки различных космических боевых комплексов».

«Что произойдет, если мы потеряем доступ к космосу? В таком случае, как выразился один офицер вооруженных сил США, «нам придется воевать палками и камнями», потому что все наши дроны, наши ракеты и даже наземная техника окажутся бесполезными без GPS. Это заставит нас пересмотреть все наши представления о готовности к боевым действиям 21-го века. Может, у нас и есть незаметные военные корабли нового поколения, однако потеря космоса будет означать для нас и потерю флота. Все будет как в игре Battleship, где две противоборствующие стороны, как слепые котята, будут пытаться найти друг друга в театре боевых действий».

Кроме того, Макдауэлл отмечает, что потеря спутниковых возможностей приведет к снижению эффективности руководства боевыми действиями. Космические системы можно использовать для наблюдения. Без этих возможностей армия окажется слепой.

«Приведет все это к тому, что никто не будет знать, что на самом деле происходит», - говорит Макдауэлл.

«Спутники обеспечивают нас как глобальной, так и локальной картиной происходящего. Потеря возможности наблюдения приведет к снижению адекватности и правдивости получаемой информации. А это уже в свою очередь может катастрофически сказаться на безопасности».

Гидрометцентры и климатология уйдут в прошлое

Одна из самых полезных вещей, которой нас обеспечили спутники, является возможность более точного предсказания погодных условиях в тех или иных регионах планеты. Предсказание небольшой облачности - это, конечно, хорошо, однако некоторые страны, такие как, например, Индия, Пакистан и Бангладеш, зависят от таких систем прогнозирования погоды, потому что именно они могут предсказать возможность катастрофических климатических изменений. Например, Национальное управление океанических и атмосферных исследований США подсчитало, что во время ежегодных сезонов ураганов погодные спутники позволяют сохранить до 3 миллиардов долларов возможного ущерба и человеческих жизней.

Ураган Айван

Потеря спутников скажется и на науке. Большинство того, что мы знаем о климатических изменениях, мы знаем именно благодаря спутникам.

Макдауэлл говорит, что основные изменения будут заметны в первые недели без спутников. Однако если смотреть на вопрос в 10-летней перспективе, то отсутствие доступа к спутникам лишит нас возможности понимания и наблюдения за такими вещами, как озоновый слой, уровень углекислого газа в атмосфере, а также движение льда в мировом океане. Наземные станции и старые добрые метеозонды, конечно, могут в этом помочь, однако точность данных в таком случае окажется на порядок ниже, чем сейчас.

Без спутников можно будет попрощаться с такими картами

«Мы слишком зависимы от спутников, которые являются нашими глазами и говорят нам о том, что происходит на планете. И говорят нам тогда, когда это действительно очень и очень нужно», - продолжает Макдауэлл.

Конечно же, не стоит забывать и о том, что без спутников мы не сможем вести наблюдение за погодой в космосе. Например, не сможем вовремя узнавать, когда должна произойти следующая солнечная буря.

Время для восстановления

При потере всех спутников государства частные компании постараются восстановить свои космические возможности. В зависимости от природы событий, которое повлечет за собой уничтожение всех спутников, может потребоваться не один десяток лет для того, чтобы можно было вернуться в прежнее русло технологического стандарта. Например, произойди Вспышка Каррингтона, и нам придется очень долго восстанавливать необходимую инфраструктуру, потому что поврежденными окажутся не только космические спутники, но и вся наземная электроника.

Американская армия уже готовится к возможным подобным событиям и в настоящий момент разрабатывает методы и средства, которые позволят очень быстро наладить связь. Этими методами и средствами могут оказаться маленькие спутники, которые можно будет запустить на низкую околоземную орбиту. Компактные спутники-кубсаты в последнее время набирают популярность. Их легко запустить, они недорогие и в то же время являются эффективным решением. Правда, кратковременным решением. Штаб оперативно-космического командования США ведет разработку концепта метода экстренного восстановления способности к «быстрому развертыванию, которые будут удовлетворять поставленным военным требованиям внутри всего спектра операций, начиная от действий в мирное время и заканчивая военным временем».

Кубсаты на орбите

Возврат же полноразмерных геостационарных спутников на орбиту несомненно станет более сложной задачей. Потребуются годы для того, чтобы просто их построить. Не говоря уже о том, что придется строить и большие, дорогие ракеты, которые смогут эти спутники доставить в космос.

В случае события Эффекта Кесслера, который поразит все наши спутники, схема восстановления и возврата к технологическому стандарту пойдет по совсем другому сценарию. Макдауэлл считает, что на восстановление работоспособности в данном случае потребуется как минимум 11 лет на то, чтобы расчистить низкую околоземную орбиту от мусора, в противном случае все запущенные объекты, находящиеся на высоте ниже 500 километров, просто упадут обратно на Землю.

К сожалению, на высоту более 600 километров над поверхностью Земли добраться нам не удастся еще какое-то время. Объекты, находящиеся на такой высоте, остаются там очень и очень долго. Вполне возможно, что от такой орбитальной высоты в конце концов и вовсе придется отказаться. Или же мы можем в данном случае вручную попробовать ее отчистить, используя известные на данный момент методы.

Как видим, событие Эффекта Кесслера может представляться наиболее серьезным ударом по нашему высокотехнологическому будущему, поэтому мы должны принимать во внимание тот факт, что это событие действительно рано или поздно может произойти и что в таком случае за этим событием последует.

Российский институт со сложным названием АО НИИМА Прогресс показал недавно на одной из выставок новую систему навигации – локальную. То есть, без участия спутников, сетей сотовой связи и Wi —Fi . В основу положен принцип, похожий в общих чертах на GPS : базовые станции (минимум 4), являющиеся источником измерительного радиосигнала, и абонентские устройства объединяются единым тактовым генератором (локальной службой сверхточного времени). То есть, каждый элемент системы знает ровно то же время, которое знают и другие. А дальше координаты определяются в результате расчёта времени прохождения сигнала (разностно-дальномерный метод). Точность позиционирования – в пределах 15 см, причём как по горизонтали, так и по вертикали.

Система эта разрабатывается уже несколько лет, неоднократно фигурировала в различных докладах и презентациях. Но сейчас создатели вплотную подошли к аппаратной реализации.

Подобные системы строились ещё в прошлом веке, в доспутниковую эпоху, в частности, для морской навигации. Была ещё наземная система Чайка, но она грешила низкой точностью, порядка 100 метров. Существуют такие разработки и сейчас, например, ЛСН от российской фирмы Авиаавтоматика или австралийская система UHRS Locata . Последняя и послужила прообразом ЛСН от Прогресса. Но в последней используются иные мощности (2 Вт) и диапазон частот – от 100 до 2500 МГц. Это примерно, точный диапазон для системы не выделен, соответственно, пока она находится только на самом первом этапе тестовой эксплуатации. Будет ли она воплощена в коммерческий продукт – неясно.

Система создана в рамках ОКР «Создание интегрированных с радиотехническими и нерадиотехническими устройствами навигационных модулей для навигационных средств различных применений «Спин-П» , объявленного Минпромторгом на 2012-2020 годы.

ЛСН, кроме узкоспециальных задач, может быть интересна как возможность обеспечения навигации в закрытых помещениях и мониторинга транспорта в заданной геозоне (пока до 22 км вокруг одной БС). Пи расширении зоны покрытия ЛСН станет отличной системой поиска и возврата угнанных автомобилей, её почти невозможно заглушить (потребуется источник помех мощностью 20 кВт).

Интересно, что в качестве абонентского приёмника Прогресс показывает давно известный псевдо-чип (на самом деле – микросборку) ГеоС-3М.

Навигационный модуль ГеоС-3М

Но есть и более свежий приёмник вроде бы собственной разработки, но тоже созданный на базе чипа Geostar .

Оригинальный навигационный приёмник

Вот что рассказал об ЛСН ведущий менеджер Прогресса Сергей Колесников.

Русский автомобиль — независимое издание, не имеющее спонсоров, инвесторов и рекламодателей. Если вы сможете поддержать редакцию скромным пожертвованием, то нам будет проще делать интересные материалы.

МОСКВА, 24 апр — РИА Новости, Андрей Коц . Генеральный конструктор концерна воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" Павел Созинов раскрыл некоторые детали боевых возможностей перспективной российской зенитно-ракетной системы С-500. По его словам, новая ЗРС сможет эффективно поражать цели на высотах до 100 километров. Об этом Созинов рассказал в интервью журналу "Национальная оборона" 24 апреля.

"Мы сделали прогноз развития средств воздушно-космического нападения на ближайшие 25 лет, — пояснил генеральный конструктор. — Наша система должна уметь бороться с теми целями, которые сегодня еще отсутствуют, но могут появиться. Речь идет о перехвате в неплотных слоях атмосферы, в том числе в верхних слоях атмосферы в сотне километров от земли".

Когда именно первые С-500 поступят на вооружение, пока не сообщалось. Однако в середине апреля главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что это произойдет "в ближайшее время". По мнению многих экспертов, новое оружие позволит прикрыть высоты, ранее недосягаемые для российских средств противовоздушной обороны.

Гроза ракет и спутников

На сегодняшний день самой современной российской ЗРС является система С-400 "Триумф". Ее возможностей хватает для борьбы с любыми существующими аэродинамическими целями — самолетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами, крылатыми ракетами на дальностях до 400 километров и на высотах до 30 километров. Ракеты же перспективной С-500 фактически смогут поражать цели в ближнем космическом пространстве.

© Ruptly Небо под контролем: в Подмосковье развернулись комплексы ЗРС С-400 "Триумф"

"Очевидно, что С-500 задумывался как универсальный комплекс противовоздушной и противоракетной обороны, способный бороться со всей номенклатурой целей, — рассказал РИА Новости военный эксперт, член Общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко. — На тех высотах, о которых говорит Павел Созинов, ее ракеты смогут поражать блоки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на завершающем этапе траектории их полета. Таким образом, С-500 станет эффективным средством стратегической ПРО".

О том, что новая ЗРС будет ориентирована главным образом на перехват боевых блоков МБР, говорит и тот факт, что второй этап ее испытаний пройдет в Казахстане, на знаменитом полигоне Сары-Шаган. Здесь с 60-х годов прошлого века испытываются отечественные системы ПРО. В частности, комплекс А-135, прикрывающий Москву от ракетного удара, впервые был опробован именно на Сары-Шагане. По словам Павла Созинова, на этом полигоне операторы С-500 будут отрабатывать перехват высотных целей в условиях, приближенных к боевым.

Кроме блоков МБР, С-500 сможет эффективно бороться с гиперзвуковыми целями, орбитальными платформами, высотными беспилотниками. Впрочем, область применения новой системы не ограничивается исключительно функциями ПРО и ПВО. В ближнем космосе, как раз на высотах около 100 километров, действует большинство спутников военного назначения. Они обеспечивают войска связью, навигацией, целеуказанием. Уничтожение спутниковой группировки противника позволит в буквальном смысле "ослепить" и "оглушить" его вооруженные силы, лишив их преимущества. Для достижения этих целей российские оружейники разрабатывают не только новые зенитные ракеты, но и семейство перспективных систем радиоэлектронной борьбы.

"В соответствии с указаниями руководства страны мы проводим исследования по решению задачи противодействия средствам космического базирования, — подчеркнул Созинов. — Это касается возможностей радиоэлектронного подавления некоторых средств локационной разведки, оптико-электронной разведки и средств связи космического базирования, а также непосредственного функционального поражения тех элементов, которые развернуты на орбите".

Средний радиус

В случае полномасштабного военного конфликта позиции российских дальнобойных зенитно-ракетных систем станут одними из основных целей для высокоточного оружия противника. Для их прикрытия необходимы комплексы меньшей дальности, способные эффективно поражать малоразмерные цели. По словам Павла Созинова, подобное оружие создано и уже серийно поставляется в войска.

"Зенитно-ракетный комплекс "Бук-М3" запущен в серийное производство. Он позволяет перехватывать практически всю номенклатуру крылатых ракет, аэродинамических целей, — рассказал в интервью Созинов. — Комплекс соответствует лучшим мировым аналогам. Это перспективная система, которая еще минимум 20 лет будет подтверждать свою эффективность".

ЗРК "Бук-М3" является модификацией еще советской системы ПВО средней дальности. Однако по факту это совершенно новое оружие, значительно превосходящее своих предшественников. "Бук-М3" способен уничтожить крылатую ракету на высоте 10 метров и удалении 40 километров, а также любой самолет или беспилотник на дальностях от 2,5 до 70 километров и высотах от 15 метров до 30 километров. Эти комплексы начали поступать в войска в 2016 году и должны в перспективе заменить устаревающие "Бук-М1" и "Бук-М2".

Экспортный вопрос

Говоря о перспективах более ранних зенитно-ракетных систем, Павел Созинов отдельно остановился на проверенных временем С-300 различных модификаций. По его словам, они все еще востребованы на мировом рынке торговли вооружениями. Генеральный конструктор напомнил, что в середине апреля президент Сербии Александр Вучич заявил журналистам, что Белграду нужны два дивизиона ЗРС С-300 и полковой командный пункт. Эта сделка в настоящий момент обсуждается с Россией. В то же время президент Вучич отметил, что пока никаких конкретных договоренностей с Москвой не достигнуто.

ЗРК С-300 целились по "вражеским" МиГ-31 на учениях в Свердловской области


Созинов считает, что если бы у Белграда в 1999 году были на вооружении системы С-300, НАТО не решилось бы на бомбардировки Югославии, так как авиация альянса понесла бы неприемлемые потери. Сегодняшний интерес Сербии к покупкам современных российских средств ПВО объясним — самыми мощными ЗРК этой страны являются уже сильно устаревшие С-125М1 и "Куб-М". Оба этих комплекса — малой дальности и не в состоянии обеспечить безопасность воздушных границ государства. Однако ряд военных экспертов считает, что сделка по покупке Сербией российских С-300 не состоится по политическим причинам.

"С одной стороны, продажа сербам С-300 может быть нам выгодной, — рассказал РИА Новости военный эксперт Михаил Ходаренок. — Особенно если они будут платить живыми деньгами. Но, с другой стороны, никто им на это пойти не позволит. Сербия сейчас находится под сильным давлением Брюсселя. Нынешнее руководство страны открыто афиширует курс на интеграцию в евроатлантические структуры. И разговорами о российском оружии они, скорее всего, пытаются добиться каких-то уступок для себя. Возможно, стараются выбить скидку на западные зенитно-ракетные системы".

Ранее намерения приобрести российские средства ПВО (в частности, С-400) высказывала Турция, действующий член НАТО. Как сообщил журналистам 24 апреля пресс-секретарь турецкого лидера Ибрагим Калын, детали этой сделки главы двух государств обсудят 3 мая на переговорах в Сочи.